ПОСТРОЕНИЕ ЦИРКУЛЕМ И ЛИНЕЙКОЙ

    Построение циркулем и линейкой занимает важное место в школьном курсе геометрии. Среди задач на построение отметим следующие:
    а) деление отрезка пополам и построение серединного перпендикуляра к отрезку;
    б) построение биссектрисы угла;
    в) проведение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную данной прямой;
    г) проведение прямой, проходящей через данную точку и параллельную данной прямой;
    д) построение касательной к окружности, проходящей через данную точку;
    е) построение треугольника по его элементам;
    ж) построение правильных многоугольников, вписанных и описанных около данной окружности и др.
    Здесь мы рассмотрим вопрос о том, какие задачи на построение выполнимы с помощью циркуля и линейки, а какие - нет.
    Построение циркулем и линейкой предполагает возможность выполнения следующих операций:
    1. Проведение прямой через две данные точки.
    2. Проведение окружности с центром в данной точке и данным радиусом.
    В результате этих операций к точкам данной совокупности можно присоединять:
    а) точку пересечения двух прямых, полученных в результате операции 1;
    б) точки пересечения прямой и окружности, полученных в результате операций 1 и 2:
    в) точки пересечения двух окружностей, полученных в результате операции 2.
    Выясним, какие точки можно построить циркулем и линейкой, исходя из данной совокупности точек A0, A1, … .
    С помощью циркуля и линейки построим оси координат так, чтобы A0 было началом координат, а отрезок A0A1 единичным отрезком на оси абсцисс.
    Каждой точке A на плоскости можно сопоставить ее координаты (x, y). Ясно, что точку A можно построить тогда и только тогда, когда можно построить ее координаты.
    Переходя от точек плоскости к их координатам, выясним, какие числа можно построить, исходя из данной совокупности действительных чисел.

Для совокупности X действительных чисел обозначим через Q[X] числа, полученные из чисел совокупности X применением (возможно многократным) к ним операций сложения, вычитания, умножения и деления.

Простым квадратичным расширением Q1[X] множества Q[X] назовем совокупность чисел вида a + b, где a, b – произвольные числа множества Q[X], а c – некоторое фиксированное число множества Q[X] такое, что  не принадлежит Q[X]. Легко видеть, что Q[X] содержится в Q1[X], и сумма, разность, произведение и частное чисел множества Q1[X] снова принадлежит множеству Q1[X]. Через Q2[X] обозначим простое квадратичное расширение множества Q1[X], …, через Qn+1[X] обозначим простое квадратичное расширение множества Qn[X]. Наконец, квадратичным расширением Q*[X] множества Q[X] назовем объединение всех Qn[X]. Квадратичное расширение Q*[X] можно рассматривать, как множество чисел, получаемых из чисел совокупности X, применением (возможно многократным) к ним операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения квадратного корня.
    Теорема 1. Число c можно построить исходя из данной совокупности
X действительных чисел тогда и только тогда, когда оно выражается через них с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения квадратного корня, т.е. принадлежит квадратичному расширению Q*[X].
    Доказательство. Покажем достаточность. Если числа a и b можно построить, то можно построить и числа a + b, a – b, ab, a/b (рис. 1).

Далее, если число c > 0 можно построить, то можно построить и число  (рис. 2). Следовательно, любое число, получающееся из чисел данной совокупности с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения квадратного корня, можно построить. Для краткости, будем в дальнейшем называть такие операции квадратичными.
    Покажем необходимость, а именно, что получающиеся при построении с помощью циркуля и линейки действительные числа, выражаются через данные числа с помощью квадратичных операций.
    1. Пусть точка A(x, y) получена как пересечение двух прямых, проходящих через точки A1(x1, y1), A2(x2, y2) и A3(x3, y3), A4(x4, y4), координаты которых принадлежат данной совокупности.
    Тогда координаты точки A удовлетворяют системе линейных уравнений

Переобозначив коэффициенты, перепишем эту систему в виде

Откуда

Следовательно, координаты x и y выражаются через координаты точек A1, A2, A3 и A4 с помощью операций сложения, вычитания, умножения и деления, входящих в квадратичные операции.
    2. Пусть точка A(x, y) получена как пересечение прямой, проходящей через данные точки A1(x1, y1), A(x2, y2), и окружности с центром в данной точке A(x3, y3) и радиусом r. При этом координаты данных точек и радиус принадлежат данной совокупности.
    Тогда координаты точки A удовлетворяют системе уравнений

Переобозначив коэффициенты, перепишем эту систему в виде

    Выразим x или y из первого уравнения и подставим во второе. Получим квадратное уравнение, коэффициенты которого выражаются через координаты данных точек с помощью операций сложения, вычитания, умножения и деления. Тогда корни этого уравнения выражаются с помощью этих же операций и операции извлечения квадратного корня, т. е. квадратичных операций.
    3. Пусть точка A(x, y) получена как пересечение двух окружностей, проходящей через данные точки A1(x1, y1), A(x2, y2), и данными радиусами r1, r2. При этом координаты данных точек и радиусы принадлежат данной совокупности.
    Тогда координаты точки A удовлетворяют системе уравнений

    Вычтем из первого уравнения второе. Получим линейное уравнение

2(x2x1)x + 2(y2y1)y = r12r22x12y12 + x22 + y22.

    Добавим к нему второе уравнение. Получим систему, аналогичную системе из второго случая. Поэтому ее решения выражаются через числа данной совокупности с помощью квадратичных операций. Что и завершает доказательство.
    Рассмотрим некоторые классические задачи на построение.
    I. Задача удвоения куба. Она состоит в построении куба, имеющего объем вдвое больший данного. Точнее, для данного единичного отрезка требуется построить ребро куба, имеющего объем, равный двум.
    Длина ребра искомого куба является действительным корнем кубического уравнения x3– 2 = 0. Поэтому для ответа на вопрос: можно или нельзя выполнить построение циркулем и линейкой, нужно ответить на вопрос: выражается или нет число  с помощью квадратичных операций, применяемых к числу 1.
    II. Задача о трисекции угла состоит в делении произвольного угла на три равные части.
    Конечно, некоторые углы, например, угол, равный 90 можно разделить на три равные части с помощью циркуля и линейки. Рассмотрим вопрос о возможности такого деления произвольного угла .
    Используя тригонометрические формулы, нетрудно получить уравнение   Следовательно, число  является корнем уравнения

4x3 – 3x – cos = 0.

В частности, если  = 60 получаем уравнение 8x36x – 1 = 0, которое заменой 2x на y можно привести к виду y33y – 1 = 0.
    Таким образом, ответ на вопрос о возможности деления угла в 60 на три равные части сводится к  вопросу о возможности выражения действительного корня этого уравнения с помощью квадратичных операций, применяемых к числу 1.
    Эти две задачи приводят к необходимости исследования корней кубического уравнения.
    Теорема 2. Если уравнение x3 + px2 + qx + r = 0 с коэффициентами из поля Q  не имеет корней в поле P. то оно не имеет корней и в его простом квадратичном расширении.
     Доказательство. Пусть число a + b является корнем данного уравнения, где a, b, c принадлежат P,  не принадлежит P. Заметим, что a + bявляется корнем квадратного уравнения (x (a + b))(x – (a – b)) = 0, которое можно переписать в виде x2 + Ax + B = 0, где A и B принадлежат P.
    Разделим исходное уравнение на полученное квадратное уравнение с остатком. Получим равенство  x3 + px2 + qx + r =( x2 + Ax + B)(x + p – A) + Cx + D,

в котором все коэффициенты принадлежат P. Так как число a + bявляется корнем кубического и квадратного уравнения то должно выполняться равенство C(a + b) + D = 0, из которого следует, что a + b принадлежит P. Значит, b = 0 и a является корнем данного уравнения. Противоречие.
    Следствие. Если уравнение x3 + px2 + qx + r = 0 с рациональными коэффициентами не имеет рациональных корней, то его корни не выражаются с помощью квадратичных операций, применяемых к числу 1.
    Заметим, что всякий рациональный корень уравнения x3 + px2 + qx + r = 0 с целыми коэффициентами является целым числом и делителем свободного члена.
    Действительно, пусть  (m и n взаимно просты) является корнем кубического уравнения. Тогда имеет место равенство

или m3 + pm2n + qmn2 + rn3 = 0.
    Из последнего равенства следует, что r  делится на m и m делится на n. Но m и n взаимно просты, значит n = 1.
    Полученные выше уравнения x3 – 2 = 0 и y33y – 1 = 0, как легко видеть, не имеют рациональных корней и, следовательно, их корни не выражаются с помощью квадратичных операций. Поэтому, задачи об удвоении куба и трисекции угла неразрешимы.
    Рассмотрим еще примеры неразрешимых задач на построение циркулем и линейкой.
    III. Задача о квадратуре круга состоит в построении квадрата, равновеликого данному кругу.
    Она неразрешима с помощью циркуля и линейки, так как сводится к построению числа , которое не только не выражается с помощью квадратичных операций, но является трансцендентным ( не алгебраическим) числом.
    IV. Задача о построении правильных многоугольников, вписанных в единичную окружность.
    Пусть дана окружность единичного радиуса. С помощью циркуля и линейки можно вписать в эту окружность правильные треугольник, шестиугольник и т. д. 32n-угольник (рис. 3).
    Аналогично, в единичную окружность можно вписать правильные 22n-угольники (рис. 4), правильные 52n-угольники (рис. 5).

    Полностью вопрос о возможности построений правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки был исследован Гауссом. А именно, он доказал, что правильный n-угольник может быть построен с помощью циркуля и линейки тогда и только тогда, когда n представимо в виде произведения степени двойки и различных простых чисел Ферма, т.е. простых чисел вида . В частности, из этого следует, что правильный семиугольник нельзя построить циркулем и линейкой. Докажем это отдельно с использованием комплексных чисел.
    Вершины правильного семиугольника в комплексной плоскости, вписанного в единичную окружность, являются корнями уравнения z7 - 1 = 0. Один из корней есть z = 1, а остальные удовлетворяют уравнению z6 + z5 + z4 + z3 + z2 + z + 1 = 0. Деля на z3, получим уравнение

    Простые алгебраические преобразования приводят  его к виду

Положив теперь z + 1/z=t, окончательно приходим к уравнению

t3 + t2 - 2t - 1 = 0 (*).

Так как комплексное число z представляется в виде z = cos + i sin, то 1/z = cos - i sin и, следовательно, t = 2cos является действительным числом.
    Как легко видеть, уравнение (*) не имеет рациональных корней и, следовательно, его корни не выражаются с помощью квадратичных операций.
   Таким образом, задача построения правильного семиугольника циркулем и линейкой неразрешима.

    Литература

    1. Адамар Ж. Элементарная геометрия. Часть I. – М.: Просвещение, 1957.

    2. Адлер А. Теория геометрических построений. – Л.: Учпедгиз, 1940.

    3. Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение. – М.: Учпедгиз, 1950.

    4. Аргунов Б.И., Балк М.Б. Геометрические построения на плоскости. – М.: Учпедгиз, 1957.

    5. Воронец А.М. Геометрия циркуля. Ленинград, 1934.

    6. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. – М.: Наука, 1987.

     7. Костовский А.Н. Геометрические построения одним циркулем. – М.: Наука, 1984.

    8. Перепелкин Д.И. Геометрические построения в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1953.

     9. Смогоржевский А.С. Линейка в геометрических построениях. – М., 1957.

    10. Энциклопедия элементарной математики. Т. IV. – М.: Физматлит, 1963.

Hosted by uCoz